.
 Всем, всем...
!
26.08.09
Программа летней педагогической практики
Продолжительность — 8 недель.

Дневное отделение — 2, 3 курсы (4, 6 семестры).

Заочное отделение — 3, 4 курсы (5, 7 семестры).

Тема: Организация и проведение досуговой, оздоровительной, просветительской работы с детьми в период летнего отдыха.

Объект работы: дети, находящиеся на отдыхе.

Цель практики: сформировать у студентов умения и навыки организации летнего отдыха детей и подростков, исследования проблем педагогического управления досугом детей, умения диагностировать поведенческие проявления детей, освоить формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми.

Место прохождения практики: летние загородные и городские лагеря отдыха для детей и подростков; городские детские площадки, социально-досуговые площадки, летние досуговые группы.

Продолжительность практики

Практика проходит в два этапа, ее общая длительность 8 недель.

Задачи практики

1. Сформировать и развить у студентов умения и навыки самостоятельной работы с временным детским коллективом в период летних каникул.

2. Помочь овладеть различными формами и методами индивидуальной и групповой социально-педагогической деятельности.

3. Помочь овладеть технологией организации и проведения творческого досуга детей.

4. Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения, навыками социального обучения.

5. Создать условия для совершенствования коммуникативных, диагностических, организаторских и аналитических умений и профессионально значимых качеств, формирование дидактических умений.

Задание практиканту

1. Познакомиться с программой практики, распределиться по объектам под руководством групповыхруководителей. Оформить в дневнике практики цель и задачи практики, содержание заданий.

2. Разработать примерный план работы отряда (детской площадки), познакомиться с детьми, выполнить организационно-педагогическую работу:

- указать общие сведения о лагере (детской площадке), его(ее) структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях;

- составить список детей со следующими основными сведениями (ФИО, год рождения, сведения о родителях, образовательном учреждении, где обучается ребенок, интересах, заболеваниях, проблемах ребенка).

3. Отразить в дневнике мероприятия, связанные с организацией трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей.

4. Разработать и оформить конспекты проведенных мероприятий (не менее двух) (см. приложение 6).

5. Изучить специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояние здоровья, условия жизни и воспитания, провести диагностику личности ребенка и детского коллектива.

Отразить в дневнике ход психологического исследования личности ребенка и его результаты по следующим направлениям:

- социальный статус и социальные роли в системе межличностных отношений;

- особенности эмоциональной и волевой сферы;

- способности и склонности.

6. Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива. Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда. В дневнике практики определить и оформить структуру и содержание деятельности социального педагога в условиях летнего отдыха детей и подростков.

7. Обобщить полученные результаты, написать отчет о прохождении практики.

На первом этапе (в течение четырех недель) студенты знакомятся с деятельностью летних загородных и городских лагерей отдыха для детей и подростков, городскими детскими площадками, социально-досуговыми площадками, летними досуговыми группами. Изучают документацию, имеющуюся в учреждении, категории детей, находящихся на отдыхе. Выявляют детей, нуждающихся в помощи и поддержке социального педагога. Наблюдают за работой социального педагога (беседы, консультации и т. д.).

Проводят мероприятия, связанные с организацией игровой, спортивной деятельности детей.

Для организации игровой деятельности детей необходимо:

- подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, иммитационные, деловые, игры-упражнения;

- отразить в дневнике по практике типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение по время игры.

Для организации оздоровительно-спортивной деятельности детей необходимо:

- разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности, во время купания;

- в зависимости от социально-психологических особенностей детей подобрать и провести психокорректирующие игры и упражнения.

На втором этапе (в течение последующих четырех недель) студенты активно включаются в процесс работы социального педагога.

Изучают специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояние здоровья, условия жизни и воспитания, проводят диагностику личности каждого ребенка и детского коллектива.

Проводят мероприятия, связанные с организацией трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей.

Для организации трудовой деятельности детей необходимо:

- научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам;

- привести в дневнике результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в отряде и кружковой в лагере необходимо:

- подготовить и провести с детьми концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные и фольклорные фестивали, дискотеки;

- помочь ребенку выбрать кружок или секцию в соответствии с его возможностями и интересами.

Примерный диагностический материал для исследования личности ребенка и классного коллектива

1. Социометрия.

Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Суть его состоит в выборе учащимся других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

2. Методика «Угадай выбор». Цель: изучение осознания школьником своего положения в коллективе.

3. Методика для оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Цель: опросник САН предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активности нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой (в том числе и учебной) деятельности.

4. Методика для изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу.

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования: ребенку говорят: «Нарисуй, какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «Расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь, твоя картинка получилась хорошо, не все получилось или плохо получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?»

5. Методика для изучения музыкальности и эстетических чувств ребенка.

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования. Студент наблюдает за ребенком на музыкальном занятии во время слушания музыки.

6. Анкета интересов предназначена для изучения преобладающих интересов школьников.

Методические указания

Данная практика имеет большое значение для формирования у студентов умений и навыков работы в детском коллективе, позволяет соотносить групповые и индивидуальные методы работы, применять их; устанавливать педагогически целесообразные отношения, регулировать межколлективные и внутриколлективные отношения; осуществлять выбор средств, методов и приемов педагогического вмешательства в кризисных ситуациях; умение организовывать социально-значимую деятельность детей и подростков.

Основными теоретическими дисциплинами, готовящими студентов к летней педагогической практике, являются «Теория социальной педагогики» и «Методика и технология работы социального педагога», посвященная в том числе и знакомству студентов с методикой диагностики личности ребенка и технологией организации культурно-досуговой и творческой деятельности детей и подростков.
 Написать дополнение к материалу
Вы можете дополнить этот материал, для этого вам необходимо авторизоваться...
АвторизацияРегистрация
Ссылка на публикацию
 
Голосов: (+22)   
Опубликовал: Admin | Просмотры: 18606
Другие материалы
Смотреть ещё...